Доступная и безопасная среда
Как сделать Тольятти удобным, доступным и безопасным для людей? Какими должны быть пешеходные переходы, какой должна быть скорость движения на дорогах города?
В Тольятти проживает около 180 тыс. пенсионеров по старости, около 2 тысяч инвалидов колясочников и более 2 тысяч детей инвалидов. (данные с сайта tgl.ru). Добавим к этому числу людей с колясками, крупным багажом, велосипедистов и увидим, что около 30% всего населения города можно отнести к категории маломобильных граждан. Это большое количество людей, которые особенно нуждаются в доступной и безопасной городской среде. Но также в ней нуждаются и все остальные жители, большинство из которых не имеют личного автомобиля (к счастью) и являются пешеходами.
Удобство и доступность городской среды и безопасность вещи взаимосвязанные. Неудобный город с недоступной средой провоцирует людей нарушать правила дорожного движения, что иногда становится причиной травм или летальных исходов.
Внеуличные переходы — зло
К счастью на данный момент в Тольятти практика строительства подземных и надземных переходов не применяется, некоторые даже консервируют. А наземные переходы регулярно появляются. Это очень здорово. Но надо закапывать все подземные переходы и не тратить деньги на их ремонт. А для автомобилистов стоит пояснить почему внеуличные переходы это плохо.
- Внеуличные переходы не избавляют город от пробок. Пробки в городе из-за увеличивающегося количества автомобилей, а светофоры наоборот дозируют трафик. Если где-то убрать светофор, то пробка перемещается чуть дальше. Если представить что светофоры были бы только на перекрестках, то вся огромная пробка собиралась бы перед перекрестками.
- Внеуличные переходы убивают больше людей чем наземные переходы. Потому что они провоцируют людей нарушать правила. Кому-то лень спускаться и подниматься по лестницам, кто-то просто не может. Кто-то смелый, а кто-то вечно торопится.
- Такие переходы недоступны для большого количества людей. Это люди преклонного возраста, женщины с колясками, инвалиды и т.д.
- В зимнее время года лёд на ступеньках приводит к падениям и травмам в том числе и мобильных граждан.
- Строительство обходится очень дорого, а содержание высасывает деньги из бюджета.
- Такие места притягивают асоциальных и опасных личностей и небезопасны для людей.
Однако есть места, где оправдано строительство надземных переходов. Например на трассе обводного шоссе нередки случаи дтп с участием пешеходов с летальным исходом. Это скоростная магистраль вне жилой зоны, где наземных пешеходных переходов быть вообще не должно.
П-образные переходы — зло
Это также делает городскую среду неудобной недоступной и небезопасной. Вместо того, чтобы перейти дорогу один раз, приходится переходить три раза и подолгу ждать на светофорах. Или не приходится тем, кто нарушает правила.
Так делать нельзя:
Как сделать город удобным, доступным и безопасным
В хороших городах во всём мире приоритет в движении на улицах отдаётся в следующем порядке: дети, маломобильные группы населения, пешеходы, велосипедисты, общественный транспорт, муниципальные такси, автомобили, припаркованные автомобили.
В нашем городе примерно всё наоборот. И главный приоритет у автомобилей. Городская среда агрессивна для пешеходов, во многих случаях недоступна для маломобильного населения, небезопасна для детей и всех остальных.
Тольятти — автомобильная столица России. Но сейчас идёт активная работа по ребрендингу города. Потому что такой бренд только портит имидж. Тольятти был и остаётся родиной отечественного автомобилестроения, городом с многополосными широкими дорогами. Кто хочет может называть город автомобильной столицей. Но это не означает что наш город должен быть для автомобилей, а не для людей.
Правильный пешеходный переход
- При выезде на главные улицы и дороги пешеходный переход должен быть приподнятым и находится на одном уровне с тротуаром. Это делает город удобным доступным и безопасным. Кроме этого на таком переходе не будет луж, никто не промочит обувь, никого не обрызгают машины
- На пешеходных переходах главных улиц необходимо опускать тротуар на один уровень с дорогой по всей ширине зебры
Хорошо
Плохо
Складывается ощущение, что это делается вообще не для людей, а для отмазки, для галочки, как будто просто заставили сделать. Нет объяснения тому, почему не убирают бордюр по всей ширине перехода
- Если на дороге больше двух полос, то обязательно переход должен быть регулируем светофором. Вместо нерегулируемого перехода необходимо установить светофор с кнопкой.
- Если на дороге 4 полосы и более, необходима установка островков безопасности. Это на случай если человек не успеет перейти дорогу и для защиты от лихачей гоняющих на красный или тех кто начинает движение на зелёный, не убедившись в отсутствии пешеходов.
Даже 4 полосы без островка это много. Особенно для людей преклонного возраста. Что уж говорить про такие улицы как например Южное шоссе.
- На дороге должно быть видно не сам пешеходный переход, а пешеходов. Столбы, заборы, сугробы не должны закрывать обзор тротуара перед переходом. Яркие ядовитые знаки и яркая зебра это визуальный мусор, который отвлекает внимание водителей и они не замечают самих пешеходов, особенно в тёмное время суток.
Из-за этого сбивают пешеходов:
- В тёмное время суток пешеходный переход и тротуар должен быть хорошо освещен, чтобы было видно не знак, а пешеходов.
Если мы делаем в городе новые пешеходные переходы, переносим их, ремонтируем. То почему не делать сразу нормально? Давайте в дальнейшем делать правильно и это постепенно изменит жизнь в городе к лучшему.
Скорость движения транспортных средств
Тольятти агрессивный для пешеходов город. Всё из-за того, что у нас широкие дороги и максимально допустимая скорость 80км/ч. Скорость практически как на трассах. По сути все дороги нашего города и есть большие трассы. В жилой застройке это недопустимо.
Чем выше скорость тем больше тормозной путь. Есть ещё такое понятие как тунельная обзорность. Вот и представьте, высокая скорость, неблагоприятные погодные условия, сугробы, яркие отвлекающие элементы на дороге. Что удивляться, что у нас сбивают людей на переходах и в других местах.
Мы привыкли всегда винить тупого школьника перебегающего на красный или в неположенном месте, или тупого водителя купившего права и едущего на красный. И люди обычно говорят: головой надо думать, детей воспитывать. Но сколько ещё лет должно пройти, чтобы люди поняли, что это не работает. Всегда в жилой зоне будут дети, нарушители, невнимательные неосторожные водители. Это жизнь.
Необходимо ограничивать скорость движения и делать скорость не более 50 км/ч.
Что толку быстро гнать в городе? Если всё равно стоишь на светофоре или перекрёстке. Где-то ты проехал быстро, а где-то дольше стоишь. Так смысл спешить?
Были проведены многие исследования путем изучения дорог, где датчики в постоянном режиме фиксировали фактическую пропускную способность, пик которой был достигнут при 50 км/ч (+/- 5 км).
Ограничить скорость можно установив знаки и камеры фиксации нарушений. Либо создавая искусственные помехи на дороге (сужения, зигзаги и тд)
Если скорость транспорта в городе будет не как на трассе, то гулять по улицам станет намного приятнее, сократится смертность и травматизм от дорожно транспортных происшествий. Городская среда станет более безопасной.
Если сделать правильные пешеходные переходы, если не нужно будет идти до перехода пол километра и более и мы избавимся от подземных и надземных переходов, то среда также станет безопаснее, доступнее и удобнее для всех.