Жилая застройка

Как строить современные жилые дома и новые районы? Что не так с новостройками, что делать с широкими проспектами, как преобразить тольяттинские кварталы?

фото: ladadom.ru

Спальные районы

Идея разделения города на спальные, административные, торговые, госпитальные и территории вредных производств приходится на эпоху промышленной революции. Строительство крупных предприятий требовало много рабочей силы и рядом с заводами строились спальные районы, а иногда и целые города, как например наш «город-завод» Тольятти.

Основоположником идеи принято считать французского архитектора Тони Гарнье, который в 1904 году предложил концепцию «промышленного города». Однако широкое распространение идея получила благодаря другому французскому архитектору Ле Корбюзье, который в 1930 году представил концепцию «лучезарный город» в которой город был зонирован параллельными лентами, образовывавшими зоны тяжелой промышленности, складов, легкой промышленности, рекреационную, жилую, зону гостиниц и посольств, транспортную, деловую и города-спутники с воспитательными сооружениями.

Ле Карбюзье (План Вуазен)

Идеи функционального разделения городских территорий были догматизированы в утвержденной в 1933 году IV Международным конгрессом современной архитектуры CIAM Афинской хартии.

В Советском Союзе они были взяты на вооружение лишь в первой половине 1960-х в период хрущевских времен взамен доминировавшей до того времени концепции социалистического расселения, предполагавшей преимущественно строительство рабочих поселков при производствах. Разработанная европейскими архитекторами с социалистическими взглядами, модернистская градостроительная парадигма казалась почти идеально совместимой с советской системой.

Однако уже начиная с 1970 годов в разных странах мира начинается снос построенных незадолго до этого микрорайонов и жилых комплексов. Во всём мире от этой концепции отказались ещё в 20 веке и она была признана градостроительной ошибкой.

Маятниковая миграция от спальных районов к местам приложения труда и к центру города приводит к пробкам и ухудшению экологии, расходуется много лишнего времени на преодоление расстояний. На многие часы спальные районы становятся «вымершими», огромные территории становятся «ничейными» и неухоженными, грязными и серыми. В результате в таких районах нет нормального бизнеса и услуг и всё ограничивается пивнушками, магазинами «магнит», «красное белое» и аптекой, зачастую там не строят даже садики и школы с поликлиниками. Такие районы становятся социально неблагополучными с повышенной криминогенной обстановкой и притягивает асоциальных личностей.

И это не из-за какой-то особенной русской ментальности, такое происходило повсеместно и от данной концепции застройки давно везде отказались. Однако в России и в частности в Тольятти до сих пор продолжают строить спальные микрорайоны, высокоэтажные каменные джунгли с дворами-парковками. А люди привыкли жить в районах «гетто» и ни у кого нет даже мысли что-либо менять.

Кварталы

Жилые массивы города Тольятти поделены на кварталы. Однако все они имеют неправильную форму и не выполняют в полной мере функции присущие правильному кварталу.

Например кварталы Автозаводского района имеют размер ~ 1км на 1км, вместо общепринятых размеров по всему миру не более 200 на 200 метров. Они по сути являются неким гибридом квартала и микрорайона. И объединены в огромный спальный район.

По внешнему периметру такой квартал имеет активные зоны бизнеса, услуг и торговли (не всегда), но внутри квартала мы имеем пустыри с неухоженными «ничейными» дворами.

Что делать с серой застройкой Тольятти

Снести и строить заново

1. Перепланировать территорию дворов и благоустраивать дворы: где это возможно вывести парковки от подъездов на улицы, скрыть парковки зелёными насаждениями, закрыть проезд во дворы для автомобилей и обеспечить возможность проезда только для служебных машин. Посмотрите на фото выше и ниже, на таких территориях можно перепланировать всё как угодно, вывести парковки подальше от домов, реализовывать это с помощью различных федеральных и местных программ благоустройства.

2. Наращивать центры деловой активности в зоне жилой застройки. Во многих кварталах имеются огромные пустыри, заброшенные недострои. Какую-то часть этих территорий можно благоустроить, сделать скверы, но чтобы благоустроить все и следить за ними не хватит никаких денег. Почему например инженеры или дизайнеры какого либо нового предприятия обязательно должны ездить на работу на окраину района в промышленную зону, почему они не могут работать в новых современных офисах в жилых кварталах?

3. Делать рестайлинг фасадов. Цвет фасада не должен быть ярким и пёстрым. Какая-то часть средств должна выделяться из бюджета, какая-то часть возможно из фонда капитального ремонта. Эта мера поможет серьёзно преобразить облик города в лучшую сторону и это заметят и оценят все.

4. Менять входные группы подъездов.

Необходимо разработать пилотный проект и реализовать его в пределах одного квартала. Потому что если эти работы будут разбросаны по всему городу, то изменения будут плохо заметны и охватить сразу всё очень сложно. Изменение города должно начаться из какого-то одного места. В случае успешной реализации, в последующие года распространять отработанные технологии на другие кварталы.

Посмотрите как могут выглядеть русские серые панельки, хмурые хрущёвки и дворы:

Вместо обычных четырёхэтажек в Калининграде:

А почему бы у нас не сделать реконструкцию например пятиэтажек вокруг центрального парка? По улице Карла Маркса от парка до площади свободы? Где в городе хоть один нормально реконструированный дом из средств фонда капитального ремонта?

Центр города

Бытует мнение что в Тольятти нет центра города и не может быть. И лучше делать привлекательные точки притяжения в разных районах города. Это правильно, но вот всё же центр города в Тольятти есть. И географически и исторически центр центрального района так или иначе был и будет центром города. Центральный район расположен между Автозаводским и Комсомольским районом, в нём старее и малоэтажнее застройка. Там расположена центральная площадь, центральный парк, вечный огонь, административные здания, театры, музеи, филармония …

Помимо уже имеющегося благоустройства на площади свободы, у здании филармонии, аллеи славы. Можно было бы реализовать например:

  • Прекрасный проект инициативной группы местных жителей «Сквер Пушкина».
  • Современно благоустроить центральный парк.
  • На прекрасной аллее Молодёжного бульвара могли бы быть высажены красивые декоративные деревья и растения с архитектурной подсветкой в вечернее время крон деревьев и растений.
  • Вымостить плиткой все тротуары и пешеходные зоны центра города.
  • Красиво и современно благоустроить территорию «поле чудес».
  • Вместо рынка на центральной площади и старой советской плитки, выполнить красивое мощение и сделать большой цветомузыкальный фонтан, потому что в городе нет ни одного большого и красивого фонтана и рынка на центральной площади быть не должно.
  • Сделать пешеходными улицы. По широкому бульвару Ленина мог бы пройти главный пешеходный променад. Участок улицы Карла Маркса (от площади свободы до центрального парка ~ около 400м) также напрашивается стать пешеходным, так как там много всякой активности, бизнеса и кафе.
  • Реконструировать фасады домов.
  • Заменить на новые правильные и современные остановочные павильоны, около 17ти шт.
  • Установить на территории красивые фонари.
  • Снизить разрешенную скорость движения транспорта до 40-50км/ч.

Конечно подобный проект потребует больших затрат. Но кто сказал, что обязательно делать всё и сразу? Каждый год можно делать хоть что-то и тогда цель обязательно будет достигнута. Главное иметь проект и придерживаться плана.

В городе с населением более 700 тысяч человек центр города должен быть. Большинство жителей сейчас считает город серым и скучным, где некуда сходить, некуда сводить гостей для хорошей прогулки, молодёжь уезжает в другие города.

Очень важно повышать привлекательность города, делать так, чтобы жители полюбили свой город. Поэтому территория в центре города рано или поздно несомненно должна быть благоустроена.

Как строить новое жильё

1. Застройка должна быть квартальной. Т.е. дома должны строиться квадратами, образуя активные улицы и приватные дворы

  • Где предусмотрено жильё для разных слоёв населения и нет разделения на бедных и богатых.
  • Где разная активность в любое время дня (торговая, деловая, спортивная, развлекательная…). Чтобы район был живой.
  • Где у каждого дома есть свой двор без машин.
  • Где этажность зданий соразмерна человеческому масштабу. Не более 7ми этажей, за исключением единичных зданий доминант.
  • Где все дома визуально разные, с разными оттенками цвета, разной этажности, разной формы, но выполнены в едином архитектурном стиле.

За счёт низкой этажности можно повышать плотность застройки и не делать пустыри. В результате на той же площади возможно получить столько же квадратных метров, что и при высокоэтажной застройке.

2. Дома должны быть современными и многофункциональными.

  • Первые этажи улиц должны быть отданы под бизнес, вдоль фасада первого этажа должен быть проложен тротуар.
  • Входные группы подъездов должны быть сквозными (выходить на улицу и во двор), вход в подъезд должен быть на одном уровне с землёй (без ступенек и пандусов), подъездная дверь должна быть прозрачной.
  • В подъезде должна быть организована комната хранения колясок и велосипедов.
  • Кондиционеры на фасадах домов должны быть скрыты архитектурными формами.
  • Вода не должна стекать на тротуары.

Пример (Москва)

Бизнес на 1ых этажах, тротуар вдоль фасада, многолетние растения закрытый грунт и лавочки, широкий комфортный тротуар, велодорожка, уличная парковка прикрытая кустарниками, красиво замаскированные кондиционеры:

Сквозные подъезды, входы на одном уровне с тротуаром, прозрачные двери:

Почему двери делают прозрачными? Для безопасности. Когда дверь прозрачная вы можете быть уверены, что вас за ней никто не поджидает, что никто не ударит вас дверью когда вы заходите а кто-то выходит. Для воров и прочих асоциальных личностей даже металлическая дверь не является преградой и прозрачную разбивать нет никакого смысла и не так просто её разбить. Кроме того это выглядит стильно и современно.

Например в Москве или в холодной снежной Финляндии в современных домах входы делают на одном уровне с землёй и с прозрачными дверями, климат этому не помеха, ни для офисных и торговых зданий, ни для жилых домов.

А что же со «старыми» домами?

Например вот так сделали в одной Казанской хрущёвке:

В Тольятти есть немало домов, которые имеют сквозные выходы по проекту, но они никак не используются, хотя могли бы.

А так выглядит типичный Тольяттинский подъезд:

Сложно с этим что-либо сделать. Колхозную расцветку на подъезде урне и лавочке исправить можно. А вот ступеньки… Но могло бы выглядеть например со ступеньками, но как-то так:

Водоотведение необходимо прятать либо внутрь здания, либо делать под тротуар или сразу в ливневую канализацию. Климат не играет роли, так делают и в Италии и в Финляндии и в Сербии…

Новостройки Тольятти

В последнее время мы видим попытку местных застройщиков строить что-то красивое и современное.

Вроде появляются красивые по местным меркам фасады, прозрачные элементы и входные двери в подъезд порой даже на одном уровне с землёй, комнаты для колясок, зоны барбекю, площадки для выгула собак, где-то даже проводят мероприятия для соседей и обещают сделать памп трек.

фото: ladadom.ru
фото: ladadom.ru

Фото: жк южный бульвар

В голове не укладывается, как так одновременно можно делать хорошо и мягко говоря не очень. Где-то по три одинаковых дома рядом, где-то опять все одинаковые коробки. Почему где-то вход на уровне с тротуаром, а где-то те же ступеньки? Почему опять те же пёстрые и скудные детские площадки, окружённые паркингом машин? Почему строя в чистом поле нельзя парковку сделать отдельно от дворов? Неужели у нас застройщики опасаются, что народ наш такой глупый и необразованный и не купит квартиру в доме где нет у входа в подъезд под окном парковки и нет пестрой детской площадки?

Да, для людей сейчас это одни из главных необходимостей. Но людям также нужен и нормальный двор, где дети не будут дышать выхлопными газами машин. Парковка должна быть, но не обязательно у подъезда во дворе и детская площадка не обязательно должна быть пёстрой и типичной.

Что делать с широкими улицами Тольятти

В урбанистической среде распространено мнение что широкие улицы это градостроительная ошибка советских времён, бич новых микрорайонов, что это некомфортная среда для пешеходов и вообще чуть ли не худшее что может быть.

Автор данного поста с этим не согласен. Ведь широкие улицы скрывают за собой огромный потенциал, который рано или поздно может быть реализован.

Конечно наши проспекты не такие милые как узкие европейские улочки. Но согласитесь, широкие тротуары с зелёными аллеями, которые находятся далеко от проезжей части и от окон домов это классно. Тебе приятно гулять по такой улице, не приходится тесниться с прохожими, ты не дышишь выхлопными газами, не смущаешь жильцов первых этажей не заглядываешь к ним в окна. У жильцов в квартирах меньше шума. Огромные газоны вдоль дорог могут позволить делать всё что угодно, расширять под трамвай, делать безопасные и обособленные велодорожки, площадки для выгула собак, зоны барбекю или тот же бизнес. Или можно вывести туда парковку со дворов.

Или например сделать что-то вроде такого как в одном дворе в пригороде Минска. Вело-гаражи, вело-боксы…

И пусть такие широкие улицы вряд ли удастся сделать милыми и красивыми. Но современными, многофункциональными и комфортными их сделать можно.

Подытоживая можно сказать следующее

Уже сейчас мы можем наблюдать примеры элементов качественного благоустройства и комфортной среды в России и в Тольятти. Но при строительстве нового жилья пока ещё не хватает внимания к важным деталям. А для преображения «старого» жилья не хватает желания и активной позиции жителей.

Необходимо показать людям хорошие примеры. Необходимы грамотные и современные проекты нового жилья, проекты комфортной городской среды, необходимы новые и современные подходы, новая стратегия развития.

На самом деле не так уж много нужно сделать, чтобы запустить цепочку качественных изменений. Одно из самых главных это дать людям информацию и представление о том как всё может быть и как делать красивее и комфортнее. Если эта информация дойдёт до чиновников, строителей и всех горожан, желательно наглядно и на реальных примерах, то качественные изменения не заставят себя долго ждать.