Доступная и безопасная среда

Как сделать Тольятти удобным, доступным и безопасным для людей? Какими должны быть пешеходные переходы, какой должна быть скорость движения на дорогах города?

фото: MILAV V | fotokto.ru

В Тольятти проживает около 180 тыс. пенсионеров по старости, около 2 тысяч инвалидов колясочников и более 2 тысяч детей инвалидов. (данные с сайта tgl.ru). Добавим к этому числу людей с колясками, крупным багажом, велосипедистов и увидим, что около 30% всего населения города можно отнести к категории маломобильных граждан. Это большое количество людей, которые особенно нуждаются в доступной и безопасной городской среде. Но также в ней нуждаются и все остальные жители, большинство из которых не имеют личного автомобиля (к счастью) и являются пешеходами.

Удобство и доступность городской среды и безопасность вещи взаимосвязанные. Неудобный город с недоступной средой провоцирует людей нарушать правила дорожного движения, что иногда становится причиной травм или летальных исходов.

Внеуличные переходы — зло

К счастью на данный момент в Тольятти практика строительства подземных и надземных переходов не применяется, некоторые даже консервируют. А наземные переходы регулярно появляются. Это очень здорово. Но надо закапывать все подземные переходы и не тратить деньги на их ремонт. А для автомобилистов стоит пояснить почему внеуличные переходы это плохо.

  1. Внеуличные переходы не избавляют город от пробок. Пробки в городе из-за увеличивающегося количества автомобилей, а светофоры наоборот дозируют трафик. Если где-то убрать светофор, то пробка перемещается чуть дальше. Если представить что светофоры были бы только на перекрестках, то вся огромная пробка собиралась бы перед перекрестками.
  2. Внеуличные переходы убивают больше людей чем наземные переходы. Потому что они провоцируют людей нарушать правила. Кому-то лень спускаться и подниматься по лестницам, кто-то просто не может. Кто-то смелый, а кто-то вечно торопится.
  3. Такие переходы недоступны для большого количества людей. Это люди преклонного возраста, женщины с колясками, инвалиды и т.д.
  4. В зимнее время года лёд на ступеньках приводит к падениям и травмам в том числе и мобильных граждан.
  5. Строительство обходится очень дорого, а содержание высасывает деньги из бюджета.
  6. Такие места притягивают асоциальных и опасных личностей и небезопасны для людей.

Однако есть места, где оправдано строительство надземных переходов. Например на трассе обводного шоссе нередки случаи дтп с участием пешеходов с летальным исходом. Это скоростная магистраль вне жилой зоны, где наземных пешеходных переходов быть вообще не должно.

П-образные переходы — зло

Это также делает городскую среду неудобной недоступной и небезопасной. Вместо того, чтобы перейти дорогу один раз, приходится переходить три раза и подолгу ждать на светофорах. Или не приходится тем, кто нарушает правила.

Так делать нельзя:

Как сделать город удобным, доступным и безопасным

В хороших городах во всём мире приоритет в движении на улицах отдаётся в следующем порядке: дети, маломобильные группы населения, пешеходы, велосипедисты, общественный транспорт, муниципальные такси, автомобили, припаркованные автомобили.

В нашем городе примерно всё наоборот. И главный приоритет у автомобилей. Городская среда агрессивна для пешеходов, во многих случаях недоступна для маломобильного населения, небезопасна для детей и всех остальных.

Тольятти — автомобильная столица России. Но сейчас идёт активная работа по ребрендингу города. Потому что такой бренд только портит имидж. Тольятти был и остаётся родиной отечественного автомобилестроения, городом с многополосными широкими дорогами. Кто хочет может называть город автомобильной столицей. Но это не означает что наш город должен быть для автомобилей, а не для людей.

Правильный пешеходный переход
  • При выезде на главные улицы и дороги пешеходный переход должен быть приподнятым и находится на одном уровне с тротуаром. Это делает город удобным доступным и безопасным. Кроме этого на таком переходе не будет луж, никто не промочит обувь, никого не обрызгают машины
  • На пешеходных переходах главных улиц необходимо опускать тротуар на один уровень с дорогой по всей ширине зебры

Хорошо

Плохо

Складывается ощущение, что это делается вообще не для людей, а для отмазки, для галочки, как будто просто заставили сделать. Нет объяснения тому, почему не убирают бордюр по всей ширине перехода

  • Если на дороге больше двух полос, то обязательно переход должен быть регулируем светофором. Вместо нерегулируемого перехода необходимо установить светофор с кнопкой.
  • Если на дороге 4 полосы и более, необходима установка островков безопасности. Это на случай если человек не успеет перейти дорогу и для защиты от лихачей гоняющих на красный или тех кто начинает движение на зелёный, не убедившись в отсутствии пешеходов.
фото: администрация Тольятти

Даже 4 полосы без островка это много. Особенно для людей преклонного возраста. Что уж говорить про такие улицы как например Южное шоссе.

  • На дороге должно быть видно не сам пешеходный переход, а пешеходов. Столбы, заборы, сугробы не должны закрывать обзор тротуара перед переходом. Яркие ядовитые знаки и яркая зебра это визуальный мусор, который отвлекает внимание водителей и они не замечают самих пешеходов, особенно в тёмное время суток.

Из-за этого сбивают пешеходов:

  • В тёмное время суток пешеходный переход и тротуар должен быть хорошо освещен, чтобы было видно не знак, а пешеходов.

Если мы делаем в городе новые пешеходные переходы, переносим их, ремонтируем. То почему не делать сразу нормально? Давайте в дальнейшем делать правильно и это постепенно изменит жизнь в городе к лучшему.

Скорость движения транспортных средств

Тольятти агрессивный для пешеходов город. Всё из-за того, что у нас широкие дороги и максимально допустимая скорость 80км/ч. Скорость практически как на трассах. По сути все дороги нашего города и есть большие трассы. В жилой застройке это недопустимо.

Чем выше скорость тем больше тормозной путь. Есть ещё такое понятие как тунельная обзорность. Вот и представьте, высокая скорость, неблагоприятные погодные условия, сугробы, яркие отвлекающие элементы на дороге. Что удивляться, что у нас сбивают людей на переходах и в других местах.

Мы привыкли всегда винить тупого школьника перебегающего на красный или в неположенном месте, или тупого водителя купившего права и едущего на красный. И люди обычно говорят: головой надо думать, детей воспитывать. Но сколько ещё лет должно пройти, чтобы люди поняли, что это не работает. Всегда в жилой зоне будут дети, нарушители, невнимательные неосторожные водители. Это жизнь.

Необходимо ограничивать скорость движения и делать скорость не более 50 км/ч.

Что толку быстро гнать в городе? Если всё равно стоишь на светофоре или перекрёстке. Где-то ты проехал быстро, а где-то дольше стоишь. Так смысл спешить?

Были проведены многие исследования путем изучения дорог, где датчики в постоянном режиме фиксировали фактическую пропускную способность, пик которой был достигнут при 50 км/ч (+/- 5 км).

Ограничить скорость можно установив знаки и камеры фиксации нарушений. Либо создавая искусственные помехи на дороге (сужения, зигзаги и тд)

Если скорость транспорта в городе будет не как на трассе, то гулять по улицам станет намного приятнее, сократится смертность и травматизм от дорожно транспортных происшествий. Городская среда станет более безопасной.

Если сделать правильные пешеходные переходы, если не нужно будет идти до перехода пол километра и более и мы избавимся от подземных и надземных переходов, то среда также станет безопаснее, доступнее и удобнее для всех.