Общественный транспорт

Каким должен быть общественный транспорт в современном городе? Что лучше, маршрутки, автобусы и троллейбусы, трамвай? Как сделать общественный транспорт быстрее?


В нашем городе на 1000 человек приходится 338 автомобилей. И это количество продолжает расти. И какими бы широкими не были наши дороги, какая бы ни была разрешенная максимальная скорость, каким бы не было количество светофоров, но если приоритет в движении будет у автомобилей, если город и дальше будет провоцировать людей покупать автомобили, то ситуация с пробками будет только ухудшаться, а город станет максимально некомфортным для всех.

Опыт очень многих городов во всём мире показывает, что никакие меры и средства не помогают избавить город от пробок. И
если продолжать стараться создавать комфортные условия для автомобилей, то с каждым годом проблема только сильнее усугубляется. В какой-то момент любой город в конечном итоге приходит к осознанию того, что всё что они бы не делали для автомобилистов, делает только хуже для всех и в том числе для автомобилистов, которые неизбежно дольше будут стоять в пробках или попадать в дтп.

В Тольятти такая проблема только начинает созревать. И люди уже ошибочно начинают говорить неправильные вещи. Например если им не хватает парковочных мест во дворах, то они начинают требовать больше парковок, если они стоят в пробке на светофоре, то они начинают винить в пробке светофоры, просят убирать выделенные полосы для общественного транспорта и т.д. Людям кажется что эти меры помогут, но это не так. Ведь главная проблема в том, что количество автомобилей с каждым годом увеличивается. Поэтому очень важно не допустить всех тех ошибок, которые допускали другие города и сразу выбрать правильные приоритеты.

Большинство людей для перемещения по городу используют общественный транспорт. И именно ему нужно отдавать приоритет в движении и делать его максимально комфортным, скоростным и экологичным. На данный момент к такому выводу пришло большинство развитых городов во всём мире. Которые теперь наоборот сужают дороги, успокаивают движение на улицах, восстанавливают некогда уничтоженные троллейбусные и трамвайные линии…

Маршрутки

В настоящее время в г. Тольятти преобладают частные перевозчики, которые забирают большую часть пассажиров, делая муниципальные транспортные предприятия города ощутимо убыточными. При этом для перевозок используется самый некомфортный вид транспорта, так называемые «маршрутки».

Минусы этого вида транспорта можно перечислять долго. Это самый небезопасный вид общественного транспорта, самый тесный (которым не могут пользоваться инвалиды, люди с колясками или багажом), в котором самый плохой обзор (особенно в положении стоя), где не объявляются названия остановок, на практике не действуют льготы, не соблюдается температурный режим, не соблюдаются интервалы времени движения.

Этот вид транспорта существует лишь для собственной выгоды. Они не выходят в рейсы в часы со слабым пассажиропотоком. В городе в зимнее время после 20:00 уже становится проблематично куда-то уехать с остановки, приходится подолгу ожидать транспорт. Салон водителя часто отделен обшитым материалом с вырезанным окошком для передачи денег, тем самым у водителя поддерживается комфортная тёплая температура, в то время как в салоне пассажиров холодно. Они считают только деньги и уже давно забыли о комфорте пассажиров и честной уплате налогов. Перевозят людей как скот. Резко тормозят, ругаются бранной речью, нарушают пдд, постоянно попадают в дтп…

И за такой сервис с 1 января 2019 года тольяттинцы должны платить 28-30 рублей за поездку. Лишь несколько городов миллионников в стране имеют такую высокую цену за проезд и это города не победивших маршруток, там ходят трамваи, большой автобусный парк и есть метро.

Стоимость проезда в разных городах (данные с wikiroutes.info за 2018г.)

Долгое время в нашем городе не обновлялся состав общественного транспорта, ликвидировано ТПАПТ-1, троллейбусное депо №2. Люди вспоминают как было плохо ездить в битком набитых старых автобусах. И боятся что если отменят маршрутки, то станет так, как было раньше. Но так быть не должно. В то время маршрутки стали неким «спасением» для города, потому что заменяли уже убитый общественный транспорт. Поэтому сравнение некорректно.

Конечно просто так отменить маршрутки не получится. Потому что автобусов и троллейбусов в городе очень мало и они не справятся с пассажиропотоком. Поэтому необходимо вытеснять маршрутки постепенно маршрут за маршрутом, закупая новые единицы подвижного состава современного комфортного общественного транспорта.

Маршрутки могут взять на себя обязательства пригородных перевозок или перевозку пассажиров по городу в позднее время, при этом стоимость проезда может быть выше.

Какой транспорт нужен Тольятти

Нужно формировать современную систему скоростного экологичного общественного транспорта.

  1. Необходимо ежегодно закупать новые единицы низкопольных троллейбусов с увеличенным автономным ходом и автобусов средней вместимости на газомоторном топливе.
фото: Владимир Носов
фото: с сайта bus.ru

Увеличенный автономный ход с динамической подзарядкой позволит троллейбусам беспрепятственно объезжать дтп и прочие препятствия, а также ходить по маршрутам где нет контактной сети (в новые квартала и районы).

Автобусы для города Тольятти больше подойдут средней вместимости. Потому что большую часть времени в городе нет интенсивного пассажиропотока, а в часы пик на улицы выходят автобусы большой вместимости, которые перевозят работников ВАЗа и всех остальных.

2. Разработать концепцию современной скоростной линии трамвая. Для этого необходимо подготовить проектную документацию, выйти с предложением на федеральный уровень, найти инвестиции для осуществления проекта из местного, регионального и федерального бюджета.

Желательно, чтобы маршрут трамвайных путей был проложен по пути самых популярных и значимых мест в городе. Набережная автозаводского района, стадион торпедо, дс волгарь, парк победы, русь, дкит, нтц ваза, музей сахарова, здание заводоуправления ваз, леруа мерлен, акварель, парк хаус, площадь свободы, центральный парк, центральная площадь, аэрохолл, набережная комсомольского района, дк тоаза, речной вокзал.

Возможный маршрут по улицам: Спортивная, Революционная, Воскресенская, Южное шоссе, Автозаводское шоссе, Лесная, Карла Маркса, Комсомольская, Садовая, Пушкина, Жилина, Мира, Комсомольская, Кунеевская, Механизаторов, Коммунистическая. Маршрут может быть и иным. Разработку маршрута необходимо доверять профессионалам.

Узкие улицы Европы

А в нашем городе, как всем известно, очень широкие многополосные улицы. На большинстве улиц нового города имеются широкие обособленные газоны посередине дорог или вдоль дорог. В том числе в старом городе некоторые улицы специально проектировались под трамвай. К тому же современные трамваи практически бесшумные в сравнении со старыми технологиями.

Тольятти второй по величине город в России и европе, который не имеет рельсового городского транспорта. За всю историю в городе было как минимум две попытки создания системы трамвая.

В августе 1958г. проектировщиками и местными властями было принято решение обеспечить массовые перевозки горожан к местам приложения труда электротранспортом в виде трамвая. Однако трамвайные линии проектировались недолго, в стране трамвай стал рассматриваться как неперспективный вид транспорта.

Затем в 1985 году совету Министров РСФСР было предписано обеспечить разработку в 1986—1990гг. проектно-сметной документации на строительство линии скоростного трамвая в Тольятти.
Линия должна была пройти от заводоуправления АвтоВАЗа по Московскому и Ленинскому проспектам, лесной просеке в Центральный район города до автовокзала. Затем линия должна была быть продлена по улицам Баныкина, бульвару Ленина, улице Мира в Комсомольский район. От депо до Центральной площади улицы Мира и на Ленинском проспекте дома были построены на большом расстоянии по разные стороны, так как по центру был предусмотрен землеотвод для участка линии, который был возможен как наземным, так и подземным. Также для скоростного трамвая предполагался мост на улице Революционной и было предусмотрено строительство двух депо на 300 вагонов, для первого из которых была начата подготовка территории.
Однако ввиду экологической опасности для лесных зон от прорубаемых для линии просек между частями города и, главное, экономических трудностей позднего социализма проект скоростного трамвая реализован не был.

В настоящее время на автовазе значительно сократилась численность персонала и имеется тенденция к дальнейшему сокращению. Город всячески пытается уйти от монозависимости. В связи с экологической обстановкой остро стоит вопрос о сохранении леса. Поэтому в наше время стоит пересмотреть старые планы и проекты и разработать концепцию исходя из современных потребностей, на благо большинства жителей.

Как сделать транспорт скоростным

  • Скоростное движение трамвая достигается за счёт приоритета в движении и преимущественно обособленных от дорог трамвайных путей. За счёт этого удаётся избежать пробок.
  • Скоростное движение автобуса достигается за счёт выделенных правых полос движения для общественного транспорта. Большинство дорог автозаводского района многополосные и есть хорошая возможность это реализовать. К тому же по выделенным полосам могут быстро передвигаться машины скорой помощи и других экстренных служб. Чтобы на выделенные полосы не заезжали обычные автомобили, необходимо устанавливать камеры фиксации нарушений пдд.
  • Скоростное движение троллейбуса достигается также за счёт выделенных полос и за счёт обновления контактной сети, замены стрелок на автоматические. Их можно проезжать на скорости в 50-60 км/ч, а сейчас эта скорость составляет 5-10 км/ч.

Скорость движения всех видов транспорта можно увеличить за счёт внедрения «умных светофоров», которые позволяют отдавать приоритет проезда общественному транспорту при проезде перекрестков (на машины общественного транспорта устанавливаются датчики и когда они подъезжают к светофору – автоматически загорается зеленый свет);

Остановочные павильоны

Примерно так выглядит типичная Тольяттинская остановка:

Согласитесь, ничего хорошего. Они все обклеенные объявлениями, у них нет обзора в левую сторону, они сделаны из самых дешевых материалов. До них никому нет дела, за ними не следят.

Ситуацию нужно исправлять. И начинать хотя бы с центра города, центра центрального района.

Для того, чтобы не было рекламных объявлений, на остановке должны быть специально выделенные для этого места, которые должны быть отданы бизнесу в обмен на обязательство содержания остановки в чистоте. Или продавать рекламное место и на эти средства поддерживать порядок.

На каждой остановке должно быть написано название, которое объявляется в салоне общественного транспорта. У каждой остановки должен быть прозрачный обзор в левую сторону. Остановка должна надёжно защищать от ветра, дождя и непогоды.

Чтобы на остановке не гадили и человек чувствовал себя в безопасности, остановка должна быть прозрачной. Чтобы не было пьяниц, лавочки желательно разделять поручнями, чтобы на них было невозможно лежать.

Для реализации программы «умный город» было бы уместно устанавливать остановки например с камерами видеонаблюдения, usb разъёмами для зарядки телефонов и wi-fi интернетом.

Пример из Симферополя

Не хватает только поручня посередине лавки и навигации. У хорошей остановки должна быть понятная и стильно оформленная навигация.

Мобильное приложение

Для удобства жителей, в умном городе может быть создано мобильное приложение, в котором будет интегрирован сервис яндекс.транспорт и введено понятие цифрового названия каждой остановки. Для этого остановочные павильоны должны быть промаркированы цифровыми названиями-литерами. С буквенным и цифровым обозначением. Буквы русского алфавита, либо латинского.

Например в центральном р-не каждая остановка будет промаркирована сначала буквой потом цифрой (прим. A2, Е12, К21), где у каждой улицы своя буква, а цифры с одной стороны улицы чётные, с другой нечётные. А в автозаводском р-не с цифры (прим 2А, 12Е), т.к букв алфавита на все улицы не хватит. В комсомольском и шлюзовом р-не это могут быть просто цифры, т.к. остановок там не много, не более 90шт.

Такое приложение и цифровые названия остановок стало бы прекрасным и удобным сервисом.
Например, нагулявшись по улицам и решив уехать домой, человек увидев ближайшую остановку, даже не зная по какому точному адресу он находится, введёт её простое название(А2, 12E) в приложении в поле «откуда» и введёт нужный адрес или простое название (например название остановки возле своего дома — 7М) в поле «куда» и приложение покажет какой маршрут и через сколько минут подъедет. И с помощью интегрированной системы яндекс. транспорт можно было бы визуально наблюдать перемещение транспорта по карте и вовремя подходить на остановку, чтобы не ждать.

Почему необходимо развивать общественный транспорт

В последнее время в городе ходят разговоры о том, что общественный транспорт в городе убыточный. И даже звучат предложения о ликвидации троллейбусов.

Но кто сказал, что общественный транспорт должен быть прибыльным? Общественный транспорт это важнейшая социальная обязанность любого города перед своими жителями. И как он может быть прибыльным, когда всю прибыль собирает тьма маршруток, которые заполонили дороги города?

Большинство людей пользуется общественным транспортом и это оказывает существенное влияние на их качество жизни, ведь приходится много времени тратить каждый день добираясь на работу и обратно. Если человек будет долго и некомфортно добираться на работу, то это несомненно будет сказываться на его производительности и на качестве его труда и на эмоциональном состоянии со всеми вытекающими последствиями.

Общественный транспорт необходимо развивать, если мы не хотим чтобы у нас появились такие же пробки, как например в ближайшей Самаре или любом другом крупном городе.